Наука кафедры

Представляем новый научный журнал, созданный коллегами кафедры из МФТИ и других научных центров.

Сотрудники кафедры атомной физики в составе международного коллектива авторов впервые предложили новый подход к миниатюризации базовых ячеек цифровой сверхпроводниковой электроники, что открывает путь к увеличению степени интеграции таких цифровых схем и расширению области их применения. Работа поможет улучшить быстродействие квантовых компьютеров и различных низкотемпературных датчиков, используемых в телекоммуникационных системах, радиоастрономии. Исследование опубликовано в журнале Physical Review Applied и выполнено в рамках деятельности НОШ МГУ «Фотонные и квантовые технологии. Цифровая медицина».

"Настоящий" датчик для измерения энергетического спектра ионов

Сотрудники кафедры атомной физики, физики плазмы и микроэлектроники и научно-образовательной школы МГУ «Фотоника» представили «виртуальный датчик» энергетического спектра ионов в плазме высокочастотных емкостных разрядов и показали возможности его использования. Точный контроль параметров, определяемых с помощью датчика, необходим при производстве современных микрочипов, например, при атомно-слоевом травлении материала подзатворного диэлектрика. В перспективе это позволит усовершенствовать технологии создания новых материалов. Результаты исследования опубликованы в журнале Plasma Sources Science and Technology.

Сотрудники кафедры атомной физики, физики плазмы и микроэлектроники физического факультета МГУ разработали полностью оптические фотонные схемы для реализации квантовой памяти. Исследование опубликовано в журнале Optics Express и выполнено в рамках Программы развития Научно-образовательной школы Московского университета «Фотонные и квантовые технологии. Цифровая медицина». Его результаты позволят отказаться от использования атомных систем и реализуют полностью оптическое управление. Разработанные схемы имеют принципиальное значение для практических приложений в области квантово-информационных технологий и могут быть уже сейчас использованы в современных устройствах.

Программный модуль COVID–MULTIVOX для оценки степени поражения легких по КТ-изображениям без участия врача-диагноста успешно прошел испытания и показал первые результаты. Модуль разработан учеными НИИ ядерной физики (НИИЯФ) и факультета фундаментальной медицины (ФФМ) МГУ в коллаборации с врачами московской ГКБ № 52 и группой компаний ГАММАМЕД. Ученые планируют интегрировать модуль с клиническими и лабораторными данными, чтобы создать систему поддержки принятия врачебных решений и отправить разработку в регионы.

Модель слоёв графена толщиной в один атом // Источник: pixabay.com

Коллектив российских физиков при участии сотрудников МГУ внедрил атомы азота в углеродные материалы и измерил ёмкость конденсаторов, изготовленных из них. Оказалось, что включение атомов азота в графеновые наноплёнки приводит к увеличению ёмкость конденсаторов в 6 раз. Учёные также предложили способ создания таких материалов. Отечественная технология позволит создавать гибкие тонкопленочные суперемкостные источники энергии. Результаты исследования опубликованы в престижном научном журнале Scientific Reports.

Предлагаем вашему вниманию новую подборку статей сотрудников кафедры и отдела микроэлектроники, опубликованных в высокорейтинговых журналах, в том числе в журналах с импакт-фактором больше 10: Nature Communication и NPG Asia Materials.

Предлагаем вашему вниманию новую подборку статей сотрудников кафедры и отдела микроэлектроники, опубликованных в высокорейтинговых журналах.